Стихотерапия — один из способов свидания с вытесненным, с тем, что остается в тени. Извлечение осколков боли. Точки входа — эмоции и чувства, нежеланные, рождающие непонимание и тайное желание спрятать их поглубже. Живые импульсы, укорененные внутри.
Такие стихи я условно делю на два вида:
- Описательные. Совершенно не обязательно в них наличие рифмы или даже ритма. Такие стихи пишутся из точек боли, из места, которое болит (или онемело от боли) — в теле или в душе. Поэтому ритм будет такой, какой он есть в этом болящем месте. Ритм будет отвечать структуре боли или иного запакованного чувства, потому что человеческие реакции организованы в определенном ритме. Такие тексты пишутся, когда мы чувствуем, сами не знаем, что и почему. Они пишутся в состоянии, когда единственное, что можешь сделать — это взять ручку и “начать кровоточить”, услышать ритм, дать ему быть, услышать его послание.
- Трансовые.
Эти стихи возникают, как правило, в момент пребывания в том же самом состоянии, о котором я упомянула выше, но внутри мы слышим Строку. У неё (у строки), как правило, есть чёткий ритм. Эта строка или фраза соответствует тому, о чем мы думаем на самом деле, но не хотим себе в этом признаваться. И вот оно прорывается, просачивается по капле, угрожая сорвать все дамбы и заграждения… В этот момент можно пойти за волшебной строкой — куда бы она ни вела.
В любом из этих путей главным является взаимодействие с собственным потоком чувств — запакованным в архив или болезненно вскрывающимся. Это совершенно не рассудочная практика. Наоборот — что-то внутри тебя пишет это. После можно будет узнать, что. Это чрезвычайно нутряной акт.
Стихотерапия не ставит перед собой цели создания художественного произведения. В этом свидании с тенью главным является суть. Смысл, который живёт внутри нас, но остаётся покрыт слоями масок и убеждений, мешающих жить.
Это работает, когда раз за разом сталкиваешься с одними и теми же чувствами, состояниями, описания которым нет, и невозможно (да и бессмысленно) сказать о них иначе, кроме как извлекая их вот таким образом. Это помогает вспомнить, что и в связи с чем мы однажды запомнили, и что теперь руководит нашими автоматическими реакциями, делает определенные чувства и мысли неугодными, отравляет жизнь.
Цикл «27» я решила опубликовать как пример. Пример того, что можно. Что за ужасом, который мы по какой-либо причине не можем пережить, и о котором не принято говорить, есть жизнь. Пример того, что переживаемое нами всегда несёт послание, которому суждено быть услышанным, так или иначе.
Стихотерапевтические стихи символичны. Они полны зашифровок, воспоминаний и аллюзий. Они говорят на языке, схожем с языком сновидений. Чувства говорят на языке, которым они были вытеснены, изгнаны. И расшифровывая этот язык, понимая его все глубже, мы открываемся себе и становимся способны понять себя чуть глубже, чуточку больше.
Главную роль в написании играет телесная, чувственная сторона. Записывая, мы становимся проводником чувства или целого комплекса переживаний. Поэтому чувства, раскрывающиеся в стихах-извлечениях, не говорят о том, что описанное происходит постоянно, как и о том, когда оно закончится (да и закончится ли). Они говорят не о жизни и ее восприятии в целом. Их цель — передача послания. И в том случае, если мы имеем смелость быть честными с собой, мы услышим ответ на некий важный и своевременный вопрос, который мы задаём себе; или который избегаем задавать: почему, зачем и при каких обстоятельствах. Что там сейчас на самом деле, если подвинуть то, что тебе хочется вместо этого?
Стихотерапия позволяет вспомнить чувство и признать его. Найти ответ, каким бы он ни был. Ах, вот оно как, оказывается. А магия текста, написанного “кровью”, интегрировать.