Всем нужен результат. Как материализация идей, желаний, замыслов.
Но в стремлении к результату в творчестве мы иногда теряем состояние творчества. То самое состояние волшебства, легкости и потока ощущений. Особенно нелегко приходится тем, кто умеет на уровне «вызубрил» и знает правила действий: кто закончил музыкалку, упорно оттачивал технику в ущерб состоянию «оно само».
Но для себя я нашла золотую середину.
Хотя для этого мне потребовалось сначала вообще отказаться от идеи результата. Отдаться чистому состоянию. Я потратила время, которое могла посвятить развитию техники, но сохранила и укрепила самое ценное (для меня) — состояние. То состояние, из которого создаётся живое.
Однако увлечённость состояниями давала слишком большую размытость черт. Я попала в мир подземного океана, где форма создаёт самое себя, но она подобна вечному движению страниц, сменяющихся каждый момент, и нет ни одной точки фиксации. Мне была нужна стабильность.
И тогда мне пришлось учиться соединять сознательное и бессознательное. Задавать форму и наполнять её. Или из наполнения выявлять форму и структурировать этот первородный хаос, бесконечное течение сменяющих друг друга потоков жизни.
Если пытаться объяснить на пальцах, то пропорции смешения таковы:
*Ритм, как принцип формы
*Чувство/состояние как источник наполнения
*Активная воля, которая двигает одно навстречу другому
Это — координаты. Задавая их, мы отпускаем стрелу.
Ритм или состояние могут быть заданы сознательно. Например «хочу написать песню с таким вот ритмом». А могут рождаться спонтанно. Когда начинаешь будто бы из ничего. Например, за точку отсчета можно взять:
ритм собственных шагов,
или пульсацию в пространстве,
в теле,
где угодно.
В сознательном выборе ритма (или формы) может быть элемент «инструкции». Но все-таки я предпочитаю слово «координата». Потому что мы выбираем что-то не просто так, если выбираем сердцем. Слово «инструкция» куда жестче — мозг воспринимает как «от нее ни на шаг». «Координата» же позволяет двигаться менее линейно.
Если говорить другим языком, то ритм — это русло, состояние — это река, а активная воля — связь с вдохновением/высшими силами/видением.
Также стоит отметить, что состояния и чувства нужно кормить. Они — словарь. Когда чаша пуста, когда есть голод переживаний, нет материала для творчества. Тогда мы начинаем цепляться за структуры слишком сильно. И от этого теряем ещё больше. Сами себя высасываем.
На самом деле, ритмическую часть тоже нужно кормить. Слушать ритмы и аритмию, видеть и воспринимать ритмы в пространстве, в природе, в городе, ощущать кожей ритмические структуры -не только музыкальные, но и пространственные, и любые другие. Это предельно кинестетический акт.
Когда оба компонента наполнены, сыты, они легко сливаются в единый танец.